Главная Контакты Написать нам Написать нам YouTube
Календарь событий

Японские ретро автомобили

В 1918 г. правительство Японии приняло закон, по которому компании, выпускающие автомобили двойного назначения – гражданского и военного, получат право на субсидию. Первой отреагировала Mitsubishi, ее примеру последовала Tokyo Ishikawajima Ship Building and Engineering, выпустившая в 1922 году Wolseley A9, спустя два года – Wolseley CP. В 1929 в продажу поступил грузовик Sumida, родоначальник бренда Isuzu.

Mitsubishi Model A 1917 г.

Самым первым, собранным на конвейере японским ретро автомобилем стал Mitsubishi Model A 1917 г. За основу был взят Fiat Tipo 3, однако стоимость машины оказалась слишком высокой даже для высокопоставленных чиновников, продукция уступала европейским и американским аналогам, поэтому Mitsubishi в 1921 году также переключилась на производство грузовой техники.

После землетрясения в 1929 году остановился транспорт в Токио. На базе Ford T местные умельцы создали 800 автобусов, а американцы, увидев перспективы нового рынка, с 1925 года начали открывать в стране сборочные предприятия. Чисто японские ретро автомобили того периода – большая редкость.

Казалось бы, Ford, GM и Chrysler будут продавать свою продукцию и наводнят страну дешевым транспортом. Не тут-то было! В стране шла война – в 1931 г. японцы заняли Маньчжурию, в 1937 году взяли в оккупацию восточную часть Китая. Страна нуждалась в мощной технике местного производства. И хорошо, что нуждалась, но не для Большой тройки – сегодня продажа ретро автомобилей из Японии в России идет полным ходом.

В 1937 году закон о субсидиях заменили законом об Автомобильной промышленности. Правительство нуждалось в непрерывных поставках транспортных средств для армии. Был искусственно обрушен курс иены и Ford, GM, Chrysler покинули Японию.

«Зеленый свет» получило производство автобусов и грузовиков для транспортировки живой силы. Созданный Mitsubishi в 1931 году дизельный двигатель ставят на автобус В46, спустя некоторое время появляется грузовик с дизельным двигателем. Всего за год до этого Киитиро Тоёда едет в Америку для изучение ее автопрома и приступает к разработке автомобиля с бензиновым двигателем. Жизнь расставит точки над Ё, грянет бензиновый кризис японские ретро автомобили дойдут до современников, в основном, с дизельными моторами. Но это потом, а сейчас правительство поощряет инициативу Toyoda Automatic Loom Works.

Японские ретро автомобили после закона о субсидиях

Первый прототип полноприводного легкового автомобиля PX33 Mitsubishi построила в 1933 году для военного командования. Он сохранился до наших дней, компания использует его для проведения промо-акций. Toyota воспользовалась подвернувшимся госзаказом и первой освоила массовый выпуск авто.

Основатель одноименной компании Соичиро Хонда в 1937 г. создал приспособления для автоматизированного производства поршневых колец и запустил их серийное производство. Газетчики называли его «промышленным героем», а высокопоставленные военные направили письмо благодарности. Японские ретро автомобили 1937-1941 годов встречаются довольно часто — в эти годы прирост объемов производства составлял 270%.

После поражения во Второй мировой войне страна нуждалась в автомобильном транспорте для восстановления экономики. Но японские ретро автомобили было некому делать: дефицит материалов, перебои с электроэнергией... Автомобильные компании освоили производство кухонной утвари и с/х оборудования. Американцы были готовы пойти на любые ухищрения, лишь бы затормозить развитие японской промышленности. Например, поставлять собственные поврежденные автомобили для создания дополнительных рабочих мест. В стране росло число недовольных, развился серьезный кризис, сопровождавшийся массовыми забастовками. В итоге ограничение на производство сняли, предприятия получили льготы и кредиты под низкие проценты, были основаны первые автомобильные ассоциации.

Японские автомобили с началом гонки вооружений

В 1950 году началась Корейская война и гонка вооружений. США рассматривали Японию как союзника в войне с Советским Союзом, поэтому, пытаясь задобрить правительство, сняли с Японии оккупационный статус и инвестировали в экономику огромные средства. В 1954 г. в стране открылся первый автосалон, на который пришло 550 000 зрителей. Сегодня на ретро автомобили в Москве приходит смотреть меньшее число людей!

В 1955 г. объявлена программа «Народный Автомобиль». Компании активизировали производство. Дикая конкуренция подарила коллекционерам такие японские ретро автомобили, как Suzulite от Suzuki, Subaru 360 от Fuji Heavy Industries, Mitsubishi 500 от Mitsubishi. Через пять лет Toyo Kogyo создает купе Mazda R360, еще через год сердца водителей покоряет Toyota Publica (официально японский ретро автомобиль Toyota Publica начали производить с 1961 г.)

Некоторые компании избрали путь сотрудничества с иностранными партнерами. Nissan в 1953 г. собрал Austin A40, Isuzu производила Hillman вплоть до 1957 г., Mitsubishi в 1956 г. выпустила джип, с использованием идей, реализованных в американском Willys.

Однако Toyota и Nissan в долгосрочной перспективе ориентировались на производство собственных авто. В Японии не отыскать немецкие ретро автомобили производства 55-58 гг., зато хватает Toyota Toyopet Crown, Nissan Prince Skyline и Datsun Bluebird.

В 1962 году Япония занимала 6 место в мире по выпуску автомобилей, а в 1980 г. вышла на первое. Сегодня на долю Тойота приходится 35% всех легковых авто в Японии, Ниссан – 15%, Хонда – 15%, Мицубиси – 10%, Судзуки – 8,5%, Мазда – 8%.